Проблема «цифрового разрыва» и социология «третьего возраста». Ресурсный потенциал портала Университета третьего возраста для социологических исследований

Аннотация: 
В статье анализируется проблема цифрового разрыва и возможности пре-одоления цифрового неравенства пожилых путем ликвидации структурного отставания существующей системы университетов третьего возраста. Основное внимание направлено на факторы снижения социальной депривации за счет применения цифровых технологий. Существующий дискурс активного долголетия предлагается пополнить за счет экспертно-аналитической деятельности на цифровой платформе портала Университета третьего возраста. Основной вывод заключается в том, что экспертно-аналитическая платформа выступает центром консолидации и самоорганизации стейкхолдеров для дальнейшего развития Университета третьего возраста.
edn: 
MMQXKP

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18¬00461 «Отложенное старение или поздняя взрослость в России: как цифровое развитие меняет статус пожилых в эпоху COVID-19 и неопределенности» (https://rscf.ru/ project/22-18-00461/).

Для цитирования: Толстикова И.И. Проблема «цифрового разрыва» и социология «третьего возраста». Ресурсный потенциал портала Университета третьего возраста для социологических исследований // Петербургская социология сегодня. 2023. № 22. С. 99-110. DOI:10.25990/socinstras.pss-22.rv37-tx81

Файл: 
Литература: 
  • Бабинцев В. П., Надуткина И. Э., Сапрыка В. А. Экспертное сообщество как субъект гражданского участия в регионе // Власть. — 2015. — Т. 22, № 7. — С. 5-9.
  • Варламова Ю. А. Межпоколенческий цифровой разрыв в России // Мир России. — 2022. — Т. 31, № 2. — С. 51-74. — DOI: 10.17323/1811-038X-2022- 31-2-51-74
  • Видясова Л. А., Григорьева И. А. Предметное поле исследований активного / отложенного старения: результаты наукометрического анализа и картирования // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер.: Социология. — 2023. — Т. 16, вып. 1. — С. 4-26. — DOI: 10.21638/spbu12.2023.101.
  • Груздева М. А. Возрастной фактор цифрового разрыва: грани неравенства // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2022. — Т. 15, № 4. — С. 228-241. — DOI: 10.15838/esc.2022.4.82.14.
  • Зотов В. В. Организация экспертной деятельности на цифровых сетевых платформах // Управленческое консультирование. — 2022. — № 11 (167). — DOI: 10.1017/S0144686X12000797.
  • Carragher L., Golding B. Older men as learners: Irish men’s sheds as an intervention // Adult Education Quarterly. — 2015. — Vol. 65, iss. 1. — P. 152-168. — DOI: 10.1177/0741713615570894.
  • FormosaM. Four decades of Universities of the Third Age: past, present, future // Ageing & Society. — 2014. — Vol. 34, iss. 1. — P. 42-66. — DOI: 10.1017/ S0144686X12000797.
  • Formosa M. Universities of The Third Age // Encyclopedia of Gerontology and Population Aging / Ed. by D. Gu, M. Dupre. — Cham: Springer, 2019. — P 1-6. — DOI: 10.1007/978-3-319-69892-2_412-1.
  • Formosa M. From invisibility to inclusion: Opening the doors for older men at the University of the Third Age in Malta // Gerontology & Geriatrics Education. — 2022. — Vol. 43, iss. 4. — P 443-445. — DOI: 10.1080/02701960.2021.1913413.
  • Locsin R. C., Soriano G. P., Juntasopeepun Ph., Kunaviktikul W., Evangelista L. S. Social transformation and social isolation of older adults: Digital technologies, nursing, healthcare // Collegian. — 2021. — Vol. 28, iss. 5. — P 551— 558. — DOI: 10.1016/j.colegn.2021.01.005.
  • Martinez-Pecino R., Lera M. J., Martinez-Pecino M. Active seniors and mobile phone interaction // Social Behavior and Personality. — 2012. — Vol. 40, no. 5. — P. 875-880. — DOI: 10.2224/sbp.2012.40.5.875.
  • Mason M., Sinclair D., Berry C. Nudge or Compel? Can behavioural economics tackle the digital exclusion of older people? // International Longevity Centre UK [сайт]. — 2012. — URL: https://ilcuk.org.uk/nudge-or-compel-can-behavioural-economics-tackle-th... (access date: 09.11.2023).
  • Morris A., Goodman J., Brading H. Internet use and non-use: views of older users // Universal Access In the Information Society. — 2007. — Vol. 6, no. 1. — P. 43-57. — DOI: 10.1007/s10209-006-0057-5.
  • Riley M. W., Riley J. Jr. Structural lag: past and future // Age and structural lag: Society’s failure to provide meaningful opportunities in work, family, and leisure / Ed. by M. W. Riley, R. L. Kahn, A. Foner. — New York: John Wiley & Sons, 1994. — P. 15-36.
  • Selwyn N. The information aged: a qualitative study of older adults’ use of information and communications technology // Journal of Aging Studies. — 2004. — Vol. 18, no. 4. — P. 369-384. — DOI: 10.1016/j.jaging.2004.06.008.
  • Slegers K., van Boxtel M. P. J., Jolles J. Effects of computer training and Internet usage on the well-being and quality of life of older adults: a randomized, controlled study // The Journals of Gerontology. Series: Psychological sciences and social sciences. — 2008. — Vol. 63, no. 3. — P. 176-184. — DOI: 10.1007/BF03324898.
  • Vaportzis E., Clausen M. G., Gow A. J. Older adults perceptions of technology and barriers to interacting with tablet computers: A focus group study // Frontiers in Psychology. — 2017. — Vol. 8. — DOI: 10.3389/fpsyg.2017.01687.