Как мы читаем гипертекст? (ответы феноменологической теории В. Изера)

Аннотация: 
Автор рассматривает идеи феноменологии чтения немецкого теоретика литературы В. Изера (1926-2007), с целью сравнения практики чтения традиционных линейных и новых нелинейных текстов, вошедших в обиход благодаря компьютерной технологии. Поколения, воспитанные в эпоху преобладания книжного чтения, часто опасаются «мозаичности» восприятия реальности цифровыми поколениями, которые оперируют преимущественно гипертекстами. Мозаичность и смысловые разрывы характеризуют не только гипертекст. Феноменология чтения обращает внимание на активность читателя по созданию связного впечатления от читаемого произведения. То есть любой текст, а не только компьютерный, предполагает точки переходов и пробелов в повествовании, что активизирует горизонт ожиданий читающего. Автор делает вывод, что принципиальное отличие практики чтения гипертекста от обычного – в неограниченности рамками начала и конца повествования и, следовательно, в сложности разделения текста и контекста.
edn: 
BACUOY

Для цитирования: Сергеева О.В. Как мы читаем гипертекст? (ответы феноменологической теории В. Изера) // Петербургская социология сегодня. 2022. № 18. С. 35-40. DOI:10.25990/socinstras.pss-18.p9sy-0w63

Файл: 
Литература: 
  • Инишев И. Н. Чтение и дискурс: трансформации герменевтики. Вильнюс: ЕГУ, 2007. 168 с.
  • Carusi A. Textual Practitioners: A comparison of hypertext theory and phenomenology of reading // Arts and Humanities in Higher Education. 2006. N 5 (2). P. 163–180.
  • Iser W. The Act of Reading: A Theory of Aesthetic Response. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1978. 239 p.
  • Nelson T. The Hypertext // Proceedings of the World Documentation Federation, 1965 (Цит. по Gunder A. Hyperworks. On digital literature and computer games // Publications from the section for sociology of literature at the department of literature Uppsala University. 2004. № 48. 424 p.).