Социокультурные особенности политики корпоративной социальной ответственности в Китае и сравнение с российскими практиками

Аннотация: 
Усиление сотрудничества между государством, бизнесом, компаниями и работниками в преодолении социально-экономических барьеров развития общества становится отчетливой мировой тенденцией. Это сотрудничество реализуется в политике корпоративной социальной ответственности (КСО), имеющей наиболее разнообразные формы в практике американского и европейского опыта. В рамках теоретико-методологических подходов разработано несколько моделей КСО, представляющих возможности сопряжения интересов всех заинтересованных сторон и получения как можно большую выгоду для бизнеса и репутации компании. Практики Китайской республики демонстрирует нетрадиционные принципы реализации КСО, влияние национальной культуры, а также принципы ведения и организации бизнеса в непосредственной связи с государством. Этот опыт крайне оригинален, поэтому ознакомление с его социо-культурными особенностями, представленными не только зарубежными, но и китайскими исследователями и практиками, безусловно, важен и полезен. Это позволяет сделать некоторые сравнения с практиками КСО в России, в которой принципы этой политики только еще начинают формироваться и поддерживаться крупным бизнесом.

Для цитирования: Еремичева Г.В., Меньшикова Г.А., Цинь Хаожань Социокультурные особенности политики корпоративной социальной ответственности в Китае и сравнение с российскими практиками // Петербургская социология сегодня. 2020. № 13/14. С. 198-223. DOI:10.25990/socinstras.pss-13-14.b07y-vp08

Файл: 
Литература: 
  • Аньли Фэньчжэ Кросс-культурные бизнес-коммуникации: случаи и анализ. Пекин.: Дуйвай цзиньцзи маои дасюэ чубньшэ, 2007. — 310 с. (кит. яз.)
  • Бикеева М.В. Опыт компаний Европейского Союза в реализации корпоративной социальной ответственности // Экономические исследования и разработки.    2017.    №6. С.    70-76.
  • Вань Тин Проблемы и оценки в развитии частных предприятий в Китае // Бизнес исследования. 2004. (9). 1. С. 37- 46 (кит.яз.)
  • Воеводкин Н.Ю. Социальная ответственность в системе корпоративного управления // ARS ADMINISTRANDI. 2011. №4. С. 45-54.
  • Гонтарь Н.В., Кижикина В. В. ТНК и крупный бизнес: роль в формировании уровня жизни населения (на примере Ростовской области) //Управление экономическими системами: электроннный научный журнал. 2014. Дата обращения: 20.08.2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tnk-i-krupnyy-biznes-rol-v-formirovani....
  • Гриффин Р., Пастей М. Международный бизнес. /Пер. с англ. Под редакцией А.Г. Медведева. 4-е изд. Спб.: Питер. 2006. С. 534-535.
  • Канаева О.А. Корпоративная социальная ответственность: эволюция теоретических взглядов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. 2013. № 2. С. 133-138.
  • Каретина Г.С. Конфуцианство в процессе модернизации Китая // Известия Восточного института. 2015. № 2 (26). C. 3-9.
  • Козлова Н.П. Благотворительность и репутационный потенциал компании // Управленческие науки. 2013. №4 (9). [Электронный ресурс]. Дата обращения: 13.02.2020 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/blagotvoritelnost-i-reputatsionnyy-pot... .
  • Маслов А.А. Наблюдая за китайцами: скрытые правила поведения. М.: Рипол классик, 2010. — 282 с.
  • Околеснова О.А. Субъекты информационно-правовых отношений в сфере общественного контроля //Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 6. С. 22-26.
  • Остапенко Г.Ф. Корпоративная социальная ответственность: учеб. Пособие. Пермь.: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2012. — 112с. [Электронный ресурс]. Дата обращения 19.08.2020. URL: https://studbooks.net/1502235/menedzhment/teoreticheskie_aspekty_korpora....
  • Пономарев С.В. Корпоративная социальная ответственность в Европе: что нужно знать предпринимателю, выходящему на европейские рынки. Пермь. 2014 — 21 с. [Электронный ресурс]. Дата обращения: 20.08.2020. URL: http://permtpp.ru/upload/iblock/58c/kso.pdf
  • Савина    Т. Н.    Критерии оценки социально ответственного поведения бизнеса (теория, методология, практика). Саранск.: Изд-во Мордов. ун-та, 2017. — 168 с.
  • Синяя книга социальной ответственности предприятий Китая в 2018г. // Центр исследований экономики и корпоративной социальной ответственности Китайской академии социальных наук для оценки уровня и специфики КСО китайских кампаний. КНР.: Пекин. 2018 — 450 с. (кит.яз.)
  • Синяя книга социальной ответственности предприятий Китая в 2019г. // Центр исследований экономики и корпоративной социальной ответственности Китайской академии социальных наук для оценки уровня и специфики КСО китайских кампаний. КНР.: Пекин. 2019 — 378 с.(кит.яз.)
  • Статистический сборник правительства Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. Дата обращения: 18.08.2020. URL: http://www.stats.gov.cn/.
  • Тульчинский Г.Л. Корпоративная социальная ответственность: технологии и оценка эффективности: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрай. 2015. — 338 с.
  • Тумилевич Е.Н. Построение системы корпоративной социальной ответственности в компании // Российское предпринимательство. 2012. № 23. C. 30-37.
  • Туо Донг, Ли Цзянь Краткий анализ влияния интернет-мнения на развитие предпринимательства // Communication Analysis. 2014. (15). С.224.
  • Цей С. А. Корпоративная социальная ответственность путь к устойчивому развитию // Новые технологии. 2010. №2. С. 112-120.
  • Фридман М. Социальная ответственность бизнеса — увеличить свою прибыль. В: Zimmerli WC, Holzinger M., Richter K. (eds) Корпоративная этика и корпоративное управление. Шпрингер, Берлин, Гейдельберг2007. С. 173-178 https://doi.org/10.1007/978-3-540-70818-6_14. Дата обращения: 25.08.2020. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-540-70818-6_14
  • Цинь Хоажань Aкционерная кооперативная собственность в Китае // Вестник науки. Инновации в науке и практике. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции 27 мая 2018. Барнаул. 2018. Ч. 5(5) с.220-229
  • Чжан Дачжун, Сюй Вэньчжун, Мэн Фанчи Словарь китайской культуры предпринимательства. Пекин.: Современная китайская пресса, 1999. —220 с. (кит. яз.)
  • Чжан Цинминь, Ву Чуньмэй, Лю Сяофэн Исследование репутации корпоративной сети с точки зрения качества и безопасности продукции в режиме онлайн. Общественное мнение // Guangdong Economic Management. 2014. (08). С. 97-109.
  • Ян Пин Трудности в финансировании частных предприятий и меры преодоления // Сычуаньский Финанс. 2006. — 24-36 с. (кит.яз.)
  • Dashwood H S. Towards sustainable miningD The corporate role in the construction of global standards // Multinational Business ReviewD2007D15 ( l ) P.47-66.
  • Grayson D. Corporate Social Opportunity! Seven Steps to Make Corporate Social Responsibility Work for Your Business // D. Grayson, A. Hodges. Shefeld: Greenleaf Publishing, 2004. — 186 p.
  • HutchinsM. J. , Walck C. L., SterkD. P Corporate social responsibility^ A unifying discourse for the mining industry? //Greener Management International. 2007.П52) P. 17-30
  • Johnson T. Environmentalism and NIMBYism in China Promoting a rules-based approach to public participation // Environmental Politics.2010. 19 (3). P. 430-448
  • Munilla L., Miles M. The corporate social responsibility continuum as a component of stakeholder theory // Business Society Review. 2005. 110(4). P. 371-387.
  • Porter M. Strategy and society: The link between competitive advantage and corporate social responsibility / M. Porter, M. Kramer // Harvard Business Review. 2006. № 84 (12). Р. 78-92.
  • Whitehouse L. Corporate social responsibility corporate citizenship and the global compact a new approach to regulating corporate social power? //Global Social Policy. 2003. 3(3) P. 299-318.