Аннотация:
В статье рассматриваются экономические основы сознательного отказа от рождения и воспитания детей. Анализируются как классические, так и более современные воззрения. Авторы показывают, что мотивы к снижению рождаемости имеют тенденцию к усилению. Дети в большей степени начинают рассматриваются как своеобразный налог ради общественного блага, от которого стоит уклониться. Об этом свидетельствуют щедрое субсидирование детей в государствах благосостояния. В то же время самоудовлетворение от детей продолжает оставаться достаточно сильным мотивом, который парадоксальным образом тормозит рост числа чайлдфри. В России движение чайлдфри получило определенное развитие. Однако убежденных приверженцев этой модели поведения немного: у мужчин оно несколько превышает 2%, у женщин превосходит 4%. Маргинальность явления не означает его всеобщего общественного неодобрения: довольно большой процент относится к нему с пониманием. Чайлдфри преобладают в мегаполисах, что подтверждает вывод экономистов об отрицательной зависимости рождаемости от величины упущенных доходов и карьерных возможностей. Склонность к чайлдфри определяется также пропорционально количеству лет проживания в мегаполисе. Жители крупных городов чаще, чем в поселениях других типов полагают, что человек может быть счастлив и без детей.