Аннотация:
Современная бьюти-индустрия является многогранной и быстро развивающейся отраслью, объединяющей под собой многообразие косметических и косметологических услуг. На примере таких инвазивных и подразумевающих контакт с кровью бьюти-процедур, как эстетические боди-модификации (пирсинг и художественное татуирование), были рассмотрены предпосылки принятия решений о пользовании услугами боди-модификаций теневого сегмента бьюти-индустрии и механизмы риск-менеджмента потребителей в условиях повышенных медицинских рисков. На основе по-луструктурированных интервью с совершеннолетними потребителями услуг художественного татуирования и пирсинга у специалистов неформального сегмента (N = 17) были выделены следующие социально-экономические предпосылки предпочтения специалистов «на дому»: экономия, невысокий уровень доверия к салонной индустрии, элементы экономики впечатлений и их отражение в неформальных обстоятельствах процедуры, стремление к уединенной ритуальной обстановке, а также приоритизация художественного вкуса и мастерства специалиста над возможными рисками. Потребители воспринимают медикализированные риски процедур как минимальные, при этом опасаются насильственных рисков и рисков эстетических издержек. Три типичных сценария вовлечения в теневой сегмент услуг боди-модификаций включают в себя поиск специалиста через межличностные сети, поиск мастера на специализированных платформах и потребление услуг боди-модификаций в «третьем месте». Во всех случаях в инициации первого контакта клиента со специалистом определяющей оказывается роль посредника. Реципрокная экономика боди-модификаций выполняет в том числе функции вовлечения в определенные социальные группы. Основные субъективные мотивы домашней экономики боди-модификаций — экономия и рекреационная деятельность.
Статья поступила в редакцию:
поступила после рецензирования и доработки: