2023. N 22

История социологии

История жизни Будимира Тукумцева, написанная им самим. Переезд в Алма-Ату. Завершение учебы в Ленинграде. На Омской железной дороге

Публикация продолжает издание разделов автобиографической книги российского социолога Будимира Гвидоновича Тукумцева (1927-2021) «История Будимира Тукумцева, написанная им самим» (малотиражное издание книги осуществлено в 2022 г.). Публикуется с разрешения Ирины Будимировны Олимпиевой.

 

Социально-политические исследования / Социология религии

Медиаторы возрастных неравенств электорального участия: интерес к политике и партийная идентификация

В исследовании рассматриваются возрастные неравенства участия избирателей в выборах Государственной Думы. Согласно общей для многих демократий закономерности, электоральная активность гораздо выше в старших возрастах и ниже — в младших. Признается, что при продвижении по этапам жизненного цикла у человека появляется заинтересованность в решении ряда жизненных проблем, зависящих от принимаемых политических решений, что побуждает его к голосованию. При этом недостаточно изученным остается вопрос о том, какие политические аттитюды опосредуют зависимость между возрастом индивидов и их участием в выборах. В нашей стране также отмечается сильная зависимость между участием в выборах и возрастом. В исследовании предполагается, что возрастные различия электорального участия в выборах ГД объясняются в определенной степени медиативными влияниями переменных интереса к политике и партийной идентификации. Анализируются данные российского опроса, проведенного по проекту Европейского социального исследования (ESS, Round 8), с применением регрессионного моделирования, позволяющего оценивать параллельные и последовательные медиации. Результаты показывают, что с возрастом повышается интерес к политике и формируется партийная идентификация, которые мотивируют участие в выборах ГД. Обнаружены отчетливые непрямые эффекты возрастной детерминации этой активности, которые говорят о наиболее выраженном посредническом влиянии партийной идентификации, заметном — интереса к политике, а также, хотя и менее сильном, их последовательности — через этот интерес, а потом идентификацию.

 

Социальные исследования старения

Мифологема «отложенного старения» в практике и теории сопровождения развития человека в период взрослости

Отказ от взросления и отсутствие маркеров взросления описываются как более или менее нормативные «задержки» психического и иного развития, а отказ от старения и отсутствие соответствующих маркеров — как некий, также временный, отчасти желаемый, но все же «рискованный» феномен. Исследуя этот вопрос, мы сталкиваемся с другим вопросом: какого рода риски имеются в виду, что и для кого представляется и является (если является) рискованным? Цель исследования — осмысление мифологемы «отложенного старения» в практике и теории сопровождения развития человека в период взрослости. Метод исследования — теоретический анализ проблематики «отложенного старения» в практике и теории сопровождения развития человека в период взрослости. Мифологема «отложенного старения» в практике и теории сопровождения развития человека в период взрослости играет и положительную и отрицательную роль, как и известный феномен «витаукта», позволяющий, с одной стороны, объяснить не укладывающиеся в нормативную схему старения феномены, и, с другой стороны, отражающий общее нежелание специалистов пересматривать само понятие старения и старости, его механизмы и границы. Это проявляется как в биомедицинских, так и социально-психологических и возрастно-педагогических исследованиях. Вместе с тем игнорируется комплекс данных о том, что старение, как и взросление, социокультурно нормировано и, таким образом, «запрограммировано» на уровне социально-психологических сценариев, передающихся в ходе воспитания и обучения, а также последующей жизнедеятельности человека через все существующие каналы и сферы отношений людей. В статье определено, что мифологема «отложенного старения» в современной практике и теории сопровождения развития человека в период взрослости является одним из симулякров, позволяющих описывать попытки стареющих людей оставаться людьми и решать задачи самоактуализации как самоосуществления, вопреки окружающему их принуждению к умиранию после завершения в разной мере успешных попыток самореализации. Помощь человеку — на всех этапах его развития — это помощь в осознании, постановке и достижении задач самоактуализации.

 

Проблема «цифрового разрыва» и социология «третьего возраста». Ресурсный потенциал портала Университета третьего возраста для социологических исследований

В статье анализируется проблема цифрового разрыва и возможности пре-одоления цифрового неравенства пожилых путем ликвидации структурного отставания существующей системы университетов третьего возраста. Основное внимание направлено на факторы снижения социальной депривации за счет применения цифровых технологий. Существующий дискурс активного долголетия предлагается пополнить за счет экспертно-аналитической деятельности на цифровой платформе портала Университета третьего возраста. Основной вывод заключается в том, что экспертно-аналитическая платформа выступает центром консолидации и самоорганизации стейкхолдеров для дальнейшего развития Университета третьего возраста.

 

Методы анализа данных

Нарратив vs сетевой подход в контексте научной методологии

Нарратив рассматривается в статье как общепринятый способ описания социальных процессов и как аналитическая процедура. Современный нарратив дает исследователю неформальные и формальные возможности оперирования своим знанием. Неформальная сторона нарратива трактуется нами в терминах исследовательских смыслов, понимание которых определяет привилегию человека на выражение и использование своего латентного знания. Формальная сторона — привычный текст — заставляет аналитика оперировать смыслами своего повествования посредством текстового потока. Сетевой подход в социологии (СПС) представлен как одна из социологических идей, которые возникают в результате неудовлетворенности социологов современным нарративом в качестве основного инструмента описания социальных процессов. СПС трактуется как «методологический ориентир», который позволяет понять необходимость осуществления в социологии эпистемологического сдвига от традиционного нарратива к моделям дискретного знания в качестве инструментов описания общества. Статья обосновывает, что сетевое представление предмета социологического исследования следует реализовывать как аналитическую процедуру, замещающую плоский текст в качестве формальной компоненты нарратива. Преимуществом такой процедуры являются мощные структурные возможности выражения латентного знания исследователя. В качестве главных требований к заявленной процедуре рассмотрены ее возможности по: соотнесению теоретических выводов с фактами на основе смысловой связности исследовательских утверждений; выражению сложности социальных явлений за счет инструментального отслеживания смысловых связей без ограничения на их объем; преодолению концептуальной разобщенности социальных ученых с помощью методов командной работы, разработанных в современной информатике. В разделе дискуссии на примере прикладного социологического исследования показано, каким образом предлагаемый структурный нарратив способен повлиять на концептуальные действия исследователей, занятых в прикладных проектах.

 

Индивид, семья, общество

Феномен «отцы и дети»: уточняя текущие представления

Принято считать, что феномен «смена поколений» характеризует именно «современный» тип социума. Для «традиционного» общества «смены поколений» не существует. Онтологический подход позволяет, однако, понять, что «современность» в «современных общества» совсем не достигается формальной «сменой поколений». Поколения могут меняться, но общество от этого может оставаться далеко не «современным». Почему? Онтологический подход содержит ответ на этот вопрос.