Отказ от взросления и отсутствие маркеров взросления описываются как более или менее нормативные «задержки» психического и иного развития, а отказ от старения и отсутствие соответствующих маркеров — как некий, также временный, отчасти желаемый, но все же «рискованный» феномен. Исследуя этот вопрос, мы сталкиваемся с другим вопросом: какого рода риски имеются в виду, что и для кого представляется и является (если является) рискованным? Цель исследования — осмысление мифологемы «отложенного старения» в практике и теории сопровождения развития человека в период взрослости. Метод исследования — теоретический анализ проблематики «отложенного старения» в практике и теории сопровождения развития человека в период взрослости. Мифологема «отложенного старения» в практике и теории сопровождения развития человека в период взрослости играет и положительную и отрицательную роль, как и известный феномен «витаукта», позволяющий, с одной стороны, объяснить не укладывающиеся в нормативную схему старения феномены, и, с другой стороны, отражающий общее нежелание специалистов пересматривать само понятие старения и старости, его механизмы и границы. Это проявляется как в биомедицинских, так и социально-психологических и возрастно-педагогических исследованиях. Вместе с тем игнорируется комплекс данных о том, что старение, как и взросление, социокультурно нормировано и, таким образом, «запрограммировано» на уровне социально-психологических сценариев, передающихся в ходе воспитания и обучения, а также последующей жизнедеятельности человека через все существующие каналы и сферы отношений людей. В статье определено, что мифологема «отложенного старения» в современной практике и теории сопровождения развития человека в период взрослости является одним из симулякров, позволяющих описывать попытки стареющих людей оставаться людьми и решать задачи самоактуализации как самоосуществления, вопреки окружающему их принуждению к умиранию после завершения в разной мере успешных попыток самореализации. Помощь человеку — на всех этапах его развития — это помощь в осознании, постановке и достижении задач самоактуализации.