2022. N 18

Индивид, семья, общество

«Отцы и дети» — социологический портрет поколений в онтологическом интерьере

Смена поколений — это старая тема в художественной и даже философской литературе, но относительно новая для социологии. Большие социологические надежды на эту тему возлагал Т. Шанин. Другие известные отечественные социологи, как Ю. Левада и Вл. Ядов оценивали более осторожно и даже критически возможности «молодого поколения» быть маркером «прогрессивных» изменений в жизнеустройстве человеческого общества . Вместе с тем феномен «отцов» и «детей» остается «индекативен» как собственно в семейном, так и социетальном масштабе. Состояние межпоколенческих отношений является живым свидетельством социума в его цивилизационном измерении. К сожаление, сегодня многие западные и отечественные социологи сводят проблему «отцов» и «детей» в духе М. Вебера к рационально-«цифровой» компетентности/некомпетентности тех и других. Очевидно, что традиционный дуализм «отцов» и «детей» на этом техноцентристском маршруте исчезнет сам собой, но онтологический (бытийный) человеческий и цивилизационный смысл сосуществования «отцов» и «детей», безусловно, останется как «программа» самосохранения социума. И кому, как ни социологам, эта забота не ближе всего в силу их профессионализма и социальной ответственности.

 

Социология культуры

Как мы читаем гипертекст? (ответы феноменологической теории В. Изера)

Автор рассматривает идеи феноменологии чтения немецкого теоретика литературы В. Изера (1926-2007), с целью сравнения практики чтения традиционных линейных и новых нелинейных текстов, вошедших в обиход благодаря компьютерной технологии. Поколения, воспитанные в эпоху преобладания книжного чтения, часто опасаются «мозаичности» восприятия реальности цифровыми поколениями, которые оперируют преимущественно гипертекстами. Мозаичность и смысловые разрывы характеризуют не только гипертекст. Феноменология чтения обращает внимание на активность читателя по созданию связного впечатления от читаемого произведения. То есть любой текст, а не только компьютерный, предполагает точки переходов и пробелов в повествовании, что активизирует горизонт ожиданий читающего. Автор делает вывод, что принципиальное отличие практики чтения гипертекста от обычного – в неограниченности рамками начала и конца повествования и, следовательно, в сложности разделения текста и контекста.

 

Компьютерные игры в условиях медиаконвергенции: мемы и фан-арт к играм серии The Witcher 3

Статья посвящена изучению роли и места фанатского творчества в продвижении трансмедийной франшизы. Целью статьи является анализ интерактивной составляющей трансмедийных процессов, включающей визуальное творчество игроков, на примере мемов и фан-арта по играм серии «The Witcher 3». Для этого рассматриваются понятие медиаконвергенции как важной характеристики современных медиапроцессов и особенности технологии трансмедийного повествования, описывающей принципы продвижения одних и тех же идей и сюжетов через разные медиа с целью вовлечения потребителей. Стимуляция интерактивной составляющей – пользовательского тематического творчества – описывается как одна из важнейших технологий популяризации медиафраншизы. Автор анализирует эмпирический материал, а именно – интернет-мемы и фан-арт посвященные компьютерной игре «The Witcher 3», которая сыграла важную роль в продвижении медиафраншизы «Ведьмак». В результате творческого восприятия этой игры игроками был создан обширный визуальный контент, примеры которого легли в основу эмпирического исследования. Автор проанализировал визуальный контент 4 популярных пабликов, связанных с миром «Ведьмака» в социальной сети ВКонтакте, выделил мемы и фан-арт, посвященные апроприации игрового опыта, и разделил их на тематические группы. Далее автором выделялись смысловые основы и кодовые принципы формирования этих визуальных артефактов, т.е. какие именно элементы и в каком порядке сочетаются для передачи той или иной идеи. Было замечено, что для интерпретации событий игры и включения её героев в общее для пользователей культурное поле используются уже существующие популярные интернет-мемы, привнесенные в изображение. А после того как основные сюжетные доминанты становятся частью культурной среды игроков, визуальный код игры начинает использоваться для интерпретации других виртуальных миров и фактов повседневной реальности. Автор делает вывод, что тематическое творчество погружает пользователя в обсуждение «цепляющих» элементов сюжета, является базой для социальных отношений («лайков», «репостов», обсуждений) и формирования коллективной идентичности «тех, кто понимает» соответствующий юмор. Сюжеты и персонажи «The Witcher 3» обогащают общую базу интернет-мемов, вводят в виртуальный оборот новые образы и возможности для интерпретаций социальных событий, например, маркирования «чудовищ», подлежащих уничтожению в оффлайне. Это позволяет элементам медиафраншизы перешагнуть границы игры и стать частью культуры, медиареальности и повседневной жизни, задавать акценты восприятия тех или иных событий и социальных фактов в массовом сознании. Кроме того, трансляция тематических мемов и фан-арта увеличивает популярность всех медиаканалов, которые продвигают пользовательское творчество (группы в социальных сетях, тематические подборки мемов и фан-арта, личные страницы художников) и франшизы «Ведьмака» в целом. Благодарность: авторы выражают благодарность АНО ЭИСИ (Исследование выполнено при финансовой поддержке АНО "Экспертного института социальных исследований" (ЭИСИ), проект "Игровые технологии вовлечения и убеждения в политических и гражданских коммуникациях в современной России" (№ 1022061700190-3-5.6.1)).

 

Социология города / Человек и среда обитания

«Город тысячи смыслов». Размышления социологов об идентичностях российского индустриального города

В статье последовательно разбирается феномен городской идентичности крупного российского индустриального города- Набережные Челны. Описываются особенности опыта города и рассматриваются перспективы развития города в зависимости от тех или иных, обозначенных опытов. Обсуждаются вопросы травм и различных исторических событий, которые повлияли на формирование идентичности города. На основе анализа опыта города с применением трехчастной модели Ландшафт-Деятельность-Опыт раскрывается идентичность индустриального города и особенности многогранности смыслов, которые формируют подобную идентичность.

 

Опыт изучения социально-экологической ситуации в малых монопромышленных городах России

В статье описывается подход автора к изучению экологических проблем с применением понятия социально-экологической ситуации. Даётся интерпретация этого понятия и пример его использования при обследовании малых монопромышленных городов России. Приводятся результаты такого обследования, которые показывают, что данный подход можно использовать при изучении экологических проблем малых городов и других социально-территориальных образований.

 

Социально-политические исследования / Социология религии

Политическая социализация, социальные сети и коммуникации: основные направления исследования

В статье проанализированы основные теоретические подходы к изучению политической социализации, социальных сетей и коммуникаций, выявлены особенности в исследовании этих процессов в зарубежном и российском дискурсе. Установлено, что авторы публикаций, как правило, описывают потенциальные возможности агентов и институтов по включению социальных групп в офлайн политические процессы и политические интернет-коммуникации. На основании изученного материала выявлено, что в социальных сетях происходит активный обмен политической информацией и идеями между пользователями. Отдельным направлением в исследованиях является анализ деятельности политических субъектов, политических настроений граждан, политики по продвижению идей и политических программ среди граждан. Рассмотрение методов исследования структуры сетей интернет-пользователей позволил определить, что «иерархичность» и «социальная дифференциация» являются ключевыми при анализе социальных сетей. Отдельное внимание уделено опыту исследования социальных сетей и коммуникационных практик. Благодарность: авторы выражают благодарность АНО ЭИСИ (Исследование выполнено при финансовой поддержке АНО «Экспертного института социальных исследований» (ЭИСИ), проект «Игровые технологии вовлечения и убеждения в политических и гражданских коммуникациях в современной России» (№ 1022061700190-3-5.6.1)).

 

Глокализация политической доктрины современного католицизма: сравнительный анализ поездок Иоанна Павла II, Бенедикта XVI и Франциска

В условиях глобализации католицизм оказывается вынужден поддерживать свой «вселенский» статус и одновременно адаптироваться под локальные контексты присутствия. Как следствие, возникает потребность в глокализации политической доктрины церкви – части католического социального учения, сфокусированной на вопросах политического характера. Одним из инструментов решения данной задачи выступают папские поездки, обеспечивающие распространение доктрины католицизма через личное присутствие наместника Святого престола в различных регионах мира. Мобильность понтификов предоставляет значимую информацию о (ре)конфигурации глобального и локального измерений церковного учения. В связи с этим в настоящей статье проводится сравнительный анализ процентного распределения и динамики поездок Иоанна Павла II, Бенедикта XVI и Франциска (на 1-е полугодие 2022 г.) в их соотношении со статистикой католического населения мира. Результатом является частичное подтверждение гипотезы о расширении и смещении географии поездок на глобальный Юг.