Сегодня образование в высшей школе находится в положении социального института, на плечи которого легла значительная часть той задачи, которую XXI в. ставит перед российским государством. Речь идет о модернизации и инновационном вызове. В статье рассматривается, как высшая школа отвечает на этот вызов, в частности, какую «идеологию» исповедуют реформаторы вузовского образования перед лицом императива модернизации и инновационной ориентации современного социума. Отмечается тот малоприятный факт, что ориентация на новый тип знания («технознание») начинает доминировать в ущерб тем возможностям, которые общество всегда связывало с областью гуманитарных знаний, то есть знаний, на языке которых может быть сформулирована не только «специальная», «экспертная», «маркетинговая», но и «значимая», «нормоориентирующая», «целеполагающая» информация. С этих позиций в статье приводятся аргументы против вычеркивания из образовательных программ российских вузов такого базового понятия, как «цивилизация/цивилизованность», несущего в себе особую социальную ценность.