2012. N 4

Цивилизационные исследования в социологии

Автономия человеческого разума: первый проект цивилизационных исследований

В статье рассматривается формирование во второй половине XVIII в. просветительского проекта всеобщей истории цивилизации в контексте перехода от дискурса моральной и политической философии к дискурсу социальных и исторических наук. Главная теоретическая новация, связанная с появлением понятия «цивилизация», состояла в открытии культурно-исторического измерения в человеческом способе существования.

 

Интегративная перспектива в цивилизационном анализе

Статья посвящена изучению интегративной перспективы в цивилизационном анализе. Основное внимание уделено реализации принципа уровневой интеграции в цивилизационных концепциях, «связи микро и макро» как важнейшей теоретико-методологической проблеме в социологии. Обращается внимание на выраженный интегративный характер цивилизационных концепций Н. Элиаса, Ш. Эйзенштадта и Р. Коллинза, демонстрируемый в отказе от уровневого детерминизма, замененного принципом взаимодействия и взаимозависимости институтов макроуровня, масштабных структур и процессов и микроуровня индивидуальных действий и межличностных взаимодействий. Подчеркивается, что в современном цивилизационном анализе развиваются и другие направления интеграции — теоретико-концептуальный синтез иинтегративного анализа культуры, структуры и действия, а также культуры, экономики и власти как измерений цивилизационных комплексов.

 

The Civilization Theory of Norbert Elias Today

In The Civilizing Process: Sociogenetic and Psychogenetic Investigations (1939) Norbert Elias formulated a theory to explain the long-term process of continuous change that led to the emergence of modern society. His theory encompasses both the development of human personality structures and behaviour (psychogenetic research) and the development of the social structures of inequality, power, and order (sociogenetic research). Violence and its control are central themes of the theory of the civilizing process. On the question of why the de-civilization processes occur, Elias failed to answer satisfactorily. For his students and followers this omission is a motivation to consider furthering Elias’s thinking.

 

Личность и семья

Ценности и установки в структуре жизненного мира

В статье анализируется структура жизненного мира личности как индивидуальной модели реальности, само собой разумеющегося знания, обеспечивающего возможность субъекту жить и действовать. Интериоризирующая и экстериоризирующая направленность процессов взаимодействия человека и внешнего мира является параметром, по которому выделяются два измерения в общей структуре жизненного мира личности: смысловое и ценностно-аттитюдное. Ценности и установки как компоненты жизненного мира индивида выступают в роли ресурса и ограничения для развития, разрешения и оценивания актуальных ситуаций, с которыми сталкиваются действующие субъекты. В заключении обозначены возможности биографического исследования структуры жизненного мира.

 

Семья и гендерные отношения в биографических нарративах женщин

В статье представлены некоторые результаты качественного исследования материалов Биографического фонда Социологического института РАН . На основе биографических нарративов представительниц двух поколений анализируется, как меняются обыденные представления женщин о семье и гендерных отношениях в постсоветское время.

 

Мир пожилого человека в социальных показателях

Приводятся результаты как личного «не выключаемого наблюдения» (по выражению Игоря И. Травина), так и социологического мониторинга особенностей жизни петербуржцев в разных временных периодах (2008—2012 гг.). В центре нашего внимания оказались по преимуществу пожилые люди как за рубежом, так и в Санкт-Петербурге. Статья являет собой нечто среднее между эссе и аналитическим обзором ряда социологических исследований, в которых рассматриваются тренды некоторых социальных процессов повседневной жизни горожан. Подобный жанр публикации, который можно обозначить как «эссеистская социология», в последнее время приобретает определенную популярность.

 

Образование и инновационное развитие

Инновационно активные организации

Рассматриваются факторы инновационной деятельности промышленных предприятий в России. Подчеркивается лидирующая роль руководителей и топ-менеджеров. Обсуждаются позитивные примеры заимствования опыта зарубежных организаций в инновационной деятельности.

 

«Айтишники чаще любят свою работу»: к обсуждению результатов исследования

В статье обсуждаются некоторые результаты исследования работников сферы информационных технологий (Information Technology, далее — IT) как профессиональной общности. В качестве эмпирической базы исследования выступают данные глубинных интервью с представителями IT-сферы. Ключевыми темами, которые позволяют выделить IT-работников в качестве самостоятельной общности, оказываются язык и коммуникация, опыт и квалификация, структура и иерархия, а также стереотипные образы.

 

Об одном существенном недостатке образовательных стандартов высшей школы в сфере социальных наук

Сегодня образование в высшей школе находится в положении социального института, на плечи которого легла значительная часть той задачи, которую XXI в. ставит перед российским государством. Речь идет о модернизации и инновационном вызове. В статье рассматривается, как высшая школа отвечает на этот вызов, в частности, какую «идеологию» исповедуют реформаторы вузовского образования перед лицом императива модернизации и инновационной ориентации современного социума. Отмечается тот малоприятный факт, что ориентация на новый тип знания («технознание») начинает доминировать в ущерб тем возможностям, которые общество всегда связывало с областью гуманитарных знаний, то есть знаний, на языке которых может быть сформулирована не только «специальная», «экспертная», «маркетинговая», но и «значимая», «нормоориентирующая», «целеполагающая» информация. С этих позиций в статье приводятся аргументы против вычеркивания из образовательных программ российских вузов такого базового понятия, как «цивилизация/цивилизованность», несущего в себе особую социальную ценность.

 

Социальный контроль

Общественные инициативы в сфере контроля девиантности как современный социальный институт

Рассматриваются общественные инициативы в сфере социального контроля девиантности, которые актуализируются как один из альтернативных неформальных институтов социального контроля на фоне современного «кризиса наказания». Показано, что общественные инициативы обладают специфическими чертами социального института и вносят существенный вклад в расширение границ понятий «норма»/«девиация». Их включенность в социальную коммуникацию на публичных аренах расширяет обыденные представления и повседневные практики социального контроля девиантности.

 

Перспективы изучения социального контроля подростковой девиантности с позиций конструктивистского подхода

В статье обобщаются методологические аспекты исследований, посвященных тематике изучения социального контроля подростковой девиантности с позиций конструктивистского подхода. Демонстрируется необходимость поиска исследовательских подходов, альтернативных наиболее распространенному структурно-функциональному подходу к изучению социального контроля подростковой девиантности. Излагаются устоявшиеся в поведенческих науках представления об изучаемом феномене. В качестве исследовательской альтернативы рассматривается макро-микро-макро-модель социального контроля девиантности Т.В. Шипуновой, предложенная в рамках направления социального конструктивизма. Показаны ограничения использования модели для изучения подростковой девиантности.

 

Проблемы методологии

Модель социальных детерминант как основа многоуровневой методологии изучения здоровья

В статье рассматривается релевантность многоуровневого подхода в изучении проблем здоровья. В качестве методологической основы такого обоснования выступает анализ модели социальных детерминант здоровья, раскрывающей природу социальных влияний на физическое, психическое и социальное благополучие индивида. Принципиальная особенность рассмотренной модели состоит в том, что в ней учитывается иерархичность многих влияний на здоровье, начиная с социетальных факторов и заканчивая характеристиками индивидуального уровня. Данная модель состоит из трех ключевых блоков, к ним относятся социально-политический контекст, структурные детерминанты, генерирующие социальную стратификацию, и индивидуальные характеристики населения. Такой подход к пониманию влияния на здоровье факторов, формирующихся на различных уровнях организации общества, предусматривает использование многоуровневой методологии. Возможности широкого применения многоуровневых исследовательских дизайнов показывают значительную перспективность такого подхода в исследовании детерминант здоровья.

 

Анализ качественных данных как научный метод

В статье отражены исследования сектора теории и методологии по проблемам совершенствования конструктивных методов качественного социологического исследования. Ранжированы современные подходы к формулированию критериев анализа нечисловой социологической информации. Подтвержден вывод, что в составе компьютерных пакетов, используемых в качественных исследованиях, отсутствуют инструменты, позволяющие аналитически оценивать результаты концептуализации. Утверждается, что компиляция агрегированных понятийных структур, служащая отличительной чертой предложенного ранее контекстно-ориентированного кодирования, является инструментом аналитического оценивания качества концептуализации нечисловой информации. Дан анализ фундаментальных свойств контекстно-ориентированных методов концептуализации в сравнении с базовыми представлениями математических методов в социологии и текстовым инструментарием теоретизирования, составляющим аппарат концептуализации социологического исследования.

 

Контекстно-ориентированная концептуализация понятий

В статье описываются основные методологические принципы контекстноориентированного анализа качественных данных. Проводится сравнение двух процедур концептуализации текстовых свидетельств, получаемых в ходе прикладного социологического исследования, с одной стороны, осуществляемых с помощью пакета Atlas.ti, с другой — программного пакета, работающего на контекстно-ориентированных принципах. Рассмотрены основные инструментальные средства контекстно-ориентированного анализа данных, приведены примеры использования контекстно-ориентированных методов при анализе транскрипта интервью. Исследованы возможности пилотной версии программы, ассистирующей проведению контекстно-ориентированного анализа. Проанализирована роль терминологического графа как инструмента для контроля связей между понятиями.