Идеальный край: тайный стиль явного искусства

Аннотация: 
Сравнение неизвестного с известным, бывает, приводит к открытиям. Так случилось при более внимательном рассмотрении предметов изобразительного искусства из неизвестной публике и музеям частной коллекции. Ни техника, ни выразительные средства не обнаруживали аналогий. Не было даже подходящего термина для описания рассмотренных предметов. Лишь только стилистические особенности послужили подсказкой для обращения к традиции, восходящей к творчеству известных художников-модернистов. Любопытно, что одна из форм этой традиции смогла развиться и сохранить себя в российском обществе вне пространств иссякнувшего соцреализма и прирученного, а потому бесплодного ныне нонконформизма. Предложенный термин «идеальный край» характеризует не только авангардный метод создания исследуемых работ, но является также метафорой их местонахождения на границе искусства и действительности, удостоверяет стиль, явившейся следствием десятилетий становления оригинального русского мастерства. Оказывается, мы уже давно не перенимаем.

Для цитирования: Крячков Н.Л. Идеальный край: тайный стиль явного искусства // Петербургская социология сегодня. 2021. № 15. С. 71-87. DOI:10.25990/socinstras.pss-15.sz84-z087

Файл: 
Литература: 
  • Аппликация [Электронный ресурс] // Словарь терминов РАХ. — URL: https://www.rah.ru/science/glossary/?ID=21280&let=%D0%90 (дата обращения:13.03.2021).
  • Золотоносов М. Н. Диверсант Маршак и другие: ЦРУ, КГБ и русский авангард. — СПб.: Изд дом «Мръ», 2018. — 530 с.
  • Коллаж [Электронный ресурс] // Словарь терминов РАХ. — URL: https://www.rah.ru/science/glossary/?ID=20572&let=%D0%9A (дата обращения: 16.03.2021).
  • Левинсон-Лессинг В. Ф. История Картинной галереи Эрмитажа (17641917). — Л.: Искусство, 1985. — 407 с.
  • Мастеркова Л. Композиция Прилуки [Электронный ресурс] // VLADEY. Осенние торги 2019. Лот 8*. — URL: https://vladey.net/ru/lot/4803 (дата обращения: 30.03.2021).
  • Неизвестный художник. Живопись и скульптура XVII-XIX веков из собрания Русского музея. — URL: https://rusmuseum.ru/benois-wing/exhibitions/unknown-artist-painting-and... (дата обращения: 01.03.2021).
  • Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеол. выражений / Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  • Северюхин Д. Я. Три века художественного рынка Санкт-Петербурга, или Проза художественной жизни. — СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2018. — 752 с.
  • Слинкин Н. Александр Родченко: краткий путеводитель по жизни и творчеству [Электронный ресурс]. — URL: https://arzamas.academy/mag/385-rodchenko (дата обращения: 30.03.2021).
  • Текстиль [Электронный ресурс] // Словарь терминов РАХ. — URL: https:// www.rah.ru/science/glossary/?ID=19483&let=%D0%A2 (дата обращения: 02.03.2021).
  • Collage [Электронный ресурс] // Tate Art Terms. — URL: https://www.tate.org.uk/art/art-terms/c/collage (access date: 16.03.2021).
  • Henri Matisse (1869-1954). Algue rouge sur fond bleu ciel // Christie’s Sale 7026 (London). Impressionist and Modern Works on Paper. — 2005. — 10 February. — URL: https://www.christies.com/lot/lot-henri-matisse-1869-1954-algue-rouge-su...? (access date: 16.03.2021).
  • Moreas J. Le Symbolisme // Le Figaro. Supplement litteraire. — 1886. — 18 septembre. — P 1-2. — URL: http://www.berlol.net/chrono/chr1886a.htm (date d’acces: 01.03.2021).