Сети социальной поддержки семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации

Аннотация: 
В данной статье представлено описание формальных и неформальных ресурсов социальной поддержки семей с детьми, получающих социальные услуги районных Центров социальной помощи семье и детям в Санкт-Петербурге. Проблема исследования заключается в недостатке информации о ресурсах социальной поддержки семей с детьми, которые получают услуги организаций системы социальной защиты. Целью нашего исследования является описание и классификация сетей социальной поддержки детей и семей. Методология исследования основана на стратегии framework анализа. В выборочную совокупность были включены 59 кейсов, каждый из которых включал в себя — интервью с ребенком в возрасте от 10 до 17 лет и интервью с его/ее родителем или опекуном. В процессе анализа данных нами были выявлены различные виды социальной поддержки семьи — инструментальная, материальная, информационная и оценочная поддержка, определены люди, которые оказывают тот или иной вид поддержки — к ним относятся родственники и члены семьи ребенка, школьные учителя, тренеры кружков, а также специалисты центров социальной помощи и других организаций в сфере социальной защиты. В анализ данных также вошли характеристики сетей поддержки: их размер, плотность, гетерогенность и комплексность. Наиболее распространенными видами поддержки являются инструментальная, материальная и эмоциональная. Материальную и инструментальную поддержку большинству семей оказывает бабушка ребенка. Инструментальную поддержку, которая может заключаться в помощи в воспитании младших детей, родителям оказывает сам ребенок, также от детей исходит и эмоциональная поддержка. Существенным является факт отсутствия эмоциональной поддержки в трети всех семей из выборки, признанных находящимися в социально опасном положении, и отсутствие какой-либо материальной поддержки в части семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Для цитирования: Фейгина А., Авдеева В.П., Одинокова В.А., Русакова М.М. Сети социальной поддержки семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации // Петербургская социология сегодня. 2020. № 13/14. С. 86-107. DOI:10.25990/socinstras.pss-13-14.eccj-s536

Файл: 
Литература: 
  • Безрукова О.Н. Ресурсы и сети поддержки ответственного родительства в молодых семьях. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. — 216 с.
  • Лифинцев Д.В., Серых А.Б., Лифинцева А.А. Социальная поддержка как фактор психического благополучия детей и подростков // Национальный психологический журнал. — 2016. — №4(24). — С. 71-78.
  • Русакова М. М., Одинокова В. А., Авдеева В. П., Захарова Ю. П., Ери-цян К. Ю., Любимова А. И. Протокол исследования «Социальные траектории детства в современной россии» // Электронный журнал «Практика социальной работы. Открытый методический ресурс»: сетевое издание. 2018. № 4 / СПБ ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья».
  • Шайгерова Л. А. и др. Роль различных источников социально-психологической поддержки в субъективном благополучии несовершеннолетних, ожидающих решения суда в следственном изоляторе //Прикладная юридическая психология. — 2019. — №. 4.
  • Abbs P. Social support networks //Institute of Family Studies, Melbourne, Australia. — 1982.
  • Ai Hongshan, and Junmin Hu Psychological resilience moderates the impact of social support on loneliness of “left-behind” children //Journal of health psychology. — 2016. — Т. 21. — №. 6. — С. 1066-1073.
  • Alves dos Santos B. et al. Social Support Network for the Family of Cerebral Palsy Bearing Children //Revista de Pesquisa: Cuidado e Fundamental. — 2019. — Т. 11. — №. 5.
  • Armstrong, M. I., Birnie-Lefcovitch, S., & Ungar, M. T. (2005). Pathways Between Social Support, Family Well Being, Quality of Parenting, and Child Resilience: What We Know. Journal of Child and Family Studies, 14(2), 269-281.
  • Barbieri M. C. et al. Support network for families of children and adolescents with visual impairment: strengths and weaknesses //Ciencia & saude coletiva. — 2016. — Т. 21. — С. 3213-3223.
  • Belle D. (ed.). Children’s social networks and social supports. — John Wiley & Sons, 1989. — Т. 136.
  • Bronfenbrenner, U The Ecology of Human Development: Experiments by Nature and Design. Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, 1979.
  • Carlos, D. M., Silva, L. M. P., Beserra, M. A., Aragao, A. D. S., Gregory, A., & Ferriani, M. D. G. C. Social support network of family members of abused children and adolescents: Perspectives and possibilities //Journal of clinical nursing. — 2019. — Т. 28. — №. 5-6. P. 814-827.
  • Donev D., Pavlekovic G., Kragelj L. Z. Social networks and social support in health promotion programmes //Programmes for Training on Research in Public Health for South Eastern Europe. — 2008.
  • Dubow E. F., Ullman D. G. Assessing social support in elementary school children: The survey of children’s social support //Journal of Clinical Child Psychology. — 1989. — Т. 18. — №. 1. — С. 52-64.
  • Elder G. H. Families in troubled times: Adapting to change in rural America. — Transaction Publishers, 1994.
  • Gariepy G., Honkaniemi H., Quesnel-Vallee A. Social support and protection from depression: systematic review of current findings in Western countries //The British Journal of Psychiatry. — 2016. — Т. 209. — №. 4. — С. 284-293.
  • Glanz K., Rimer B. K., Viswanath K. (ed.). Health behavior and health education: theory, research, and practice. — John Wiley & Sons, 2008.
  • Harper F. W. K. et al. Satisfaction with support versus size of network: Differential effects of social support on psychological distress in parents of pediatric cancer patients //PsychoDOncology. — 2016. — Т. 25. — №. 5. — С. 551-558.
  • Heaney C. A., Israel B. A. Social networks and social support //Health behavior and health education: Theory, research, and practice. — 2008. — Т. 4. — С. 189-210.
  • Heaney C. A., Israel B. A. Social networks and social support //Health behavior and health education: Theory, research, and practice. — 2008. — Т. 4. — С. 189-210.
  • Kahn, R.L., & Antonucci, T.C. (1980) Convoys over the life course: Attachment, roles, and social support. In P. B. Baltes, & O. G. Brim (Eds.). Life Span Development and Behavior. San Diego, CA, Academic Press, Vol. 3, 253-286.
  • Nanninga M. et al. Enrolment of children and adolescents in psychosocial care: more likely with low family social support and poor parenting skills //European child & adolescent psychiatry. — 2015. — Т. 24. — №. 4. — С. 407-416.
  • OspinaDRomero M. et al. Caregivers’ SelfDReported Absence of Social Support Networks is Related to Treatment Abandonment in Children With Cancer //Pediatric blood & cancer. — 2016. — Т. 63. — №. 5. — С. 825-831.
  • Pirskanen H. et al. Researching children’s multiple family relations: Social network maps and life-lines as methods //Qualitative Sociology Research. — 2015.    — Т 11.
  • Parkinson S. et al. Framework analysis: a worked example of a study exploring young people’s experiences of depression //Qualitative Research in Psychology. — 2016.    — Т 13. — №. 2. — С. 109-129.
  • Pringle J. et al. Developing a taxonomy to characterise trusted adult support in the lives of adolescents //Journal of adolescence. — 2019. — Т. 76. — С. 30-36.
  • Procidano M. E., Heller K. Measures of perceived social support from friends and from family: Three validation studies //American journal of community psychology. — 1983. — Т 11. — №. 1. — С. 1-24.
  • Richman J. M., Rosenfeld L. B., Bowen G. L. Social support for adolescents at risk of school failure //Social work. — 1998. — Т. 43. — №. 4. — С. 309-323.
  • Smith, J., Firth, J. (2011) Qualitative data analysis: application of the framework approach. Nurse Researcher, 18 (2): 52-62
  • Thompson R. A. Social support and child protection: Lessons learned and learning //Child Abuse & Neglect. — 2015. — Т. 41. — С. 19-29.
  • Varda D. M., Talmi A. Social connectedness in family social support networks: Strengthening systems of care for children with special health care needs // eGEMs. — 2018. — Т. 6. — №. 1.

Похожие статьи: